Дисграфия
Содержание
Что называют дисграфией?
Дисграфия — это патология речи, которая изучается достаточно недавно по медицинским меркам. Проблемы речи у детей стали исследоваться только в конце девятнадцатого века и в итоге выделились в отдельную науку. Исследователи отмечали патологии, потом группировали схожие в определенные группы. Первоначально это относилось к письму и чтению. Но впоследствии эти направления разделились на отдельные: нарушение чтения назвали дислексией, а нарушения письма — дисграфией.
Как правило, если есть расстройства чтения, то и с письмом проблемы. Поэтому отдельно патологии существуют крайне редко. Те детки, которые допускают на письме грубые ошибки, ошибаются и при чтении. И обычно логопеды диагностируют у них нарушение письма и чтения одновременно.
Из истории болезни
Когда патология только начинала изучаться, врачи считали, что ее причина в низком интеллектуальном развитии ребенка. Но позже выяснилось, что это не так. Дети, у которых фиксировалась данная патология, одновременно могли показывать высокую результативность в решении примеров и математических задач. С логическим мышлением у них было все в порядке, что опровергало предположения об умственных нарушениях.
С терминологией вообще вышло интересно. С появлением интернета каждый пользователь стал профессионалом во всем. И многие пациенты читали, что масса голливудских звезд страдают дислексией. В Западных странах это понятие подразумевает нарушения чтения и письма. И, естественно, раз таким заболеванием страдают представители богемы и мировой элиты, многие не против примерить его и на себя. Но наши специалисты не склонны объединять две патологии, поэтому существует дисграфия и дислексия, как отдельные отклонения от нормы.
Особенности и причины дисграфии
Если человек страдает данным нарушением, у него при письме будут постоянно возникать одни и те же ошибки:
- грамматические ошибки;
- замена букв;
- написание слов без пробелов;
- перестановка букв и прочее.
Почему человек начинает страдать от этой патологии доподлинно не известно до сих пор. Одни исследователи считают, что у таких детей проблемы с запоминанием слогов и букв, из-за чего они не могут сообразить, какой звук соответствует какой букве и т.п. Другие врачи видят в этом наследственные причины: алкогольная зависимость или эпилептичские припадки у одного или обоих родителей, психопатические состояния. Также причиной называют родовые травмы.
Исследователи данной проблемы отмечают, что вместе с нарушениями письма у детей имеются и другие. Они могут путать порядок чисел, дни недели, месяцы. Им непросто запомнить адрес и ФИО родителей и т.д.
Не смотря на продолжительные споры на данную тему, причины и сегодня делят на две подгруппы:
- Органические нарушения в развитии.
- Наследственные факторы.
Однако современные врачи рассматривают и третью группу причин — социальные факторы. Они считают, что негативное влияние социальной среды может привести к дисграфии. А значит, заболевание носит приобретенный характер. Получается, что такие дети здоровы, не имеют генетической предрасположенности, но при этом имеют проблемы с письмом.
Это может быть вызвано:
- излишне ранним началом обучения письму;
- обучением ребенка при помощи сложных материалов, которые не соответствуют его возрасту;
- несвоевременным началом учебного процесса.
Как проявляется дисграфия
Обычно патологию определяют в младшей школе. Тогда дети только учатся писать. Спустя около полугода учитель может заметить, что у ребенка без конца повторяются одни и те же странные ошибки. И речь не идет об орфографии — тут малыш может ошибаться, он же не знает еще всех правил. Но если ребенок настойчиво пишет предлоги слитно со словами, а приставки — отдельно, можно начинать беспокоиться.
Лучшее, что могут сделать родители — обратиться к квалифицированным опытным логопедам из клиники «Здоровье». Наши специалисты отмечают, что данная патология не возникает внезапно. Она постепенно формируется с раннего детства. Когда врач проводит диагностику, он, как правило, обнаруживает и другие нарушения. Например, плохо развитая речь будет тормозить успехи в письме.
Каждый случай — индивидуален. Как и меры, которые могут исправить ситуацию. Если вы видите, что у ребенка трудности с письмом или речью, обращайтесь к нашим специалистам. Занятия с детками проводятся в комфортных условиях и максимально доброжелательно.
Какие типы дисграфии существуют
Современные исследователи делят дисграфию на несколько видов:
- нарушение распознавания фонем;
- нарушение языкового синтеза и анализа;
- оптическая дисграфия;
- аграмматическая;
- артикуляно-акустическая.
При этом в чистом виде ни один вид, как правило, не проявляется, обычно это смешанный тип проблем. В зависимости от того, как рос ребенок, воспитывался и обучался в дошкольном возрасте, будет проявляться патология в школьные годы.
Артикуляторно-акустический тип
Если у ребенка такой тип дисграфии, ему тяжело различать звуки. В частности те, которые артикулируются и звучат похоже. В итоге при написании ребенок может смешивать, заменять и пропускать буквы. Также он может неправильно отображать звуки на письме: произносит неправильно, и пишет так же.
Врачи считают, что корни проблемы в ринолалии, дизартрии или дислалии, которые были у ребенка в дошкольный период.
Нарушение распознавания фонем
При наличии данной проблемы ребенок будет заменять на письме звуки, которые близки фонетически. Например: н-м, б-п, щ-ч и другие. Интересно, что при проговаривании слов с этими буквами ребенок не делает ошибки, они возникают только при письме. Такие дети могут пропускать мягкий знак (калка вместо калька), заменять гласные (рока вместо рука).
Нарушение языкового синтеза и анализа
Если патология имеет такую форму, она выливается в следующие ошибки на письме:
- Ошибочное написание слов слитно/раздельно (при бежал вместо прибежал, всаду вместо в саду и т.п.).
- Пропуски букв в словах (крвать вместо кровать, рохот вместо грохот и т.п.).
- Дописывание лишних букв (мисака вместо миска).
- Перестановка местами слогов и букв (првиет вместо привет).
Аграмматическая
Данный тип дисграфии связан с тем, что у ребенка плохо развит грамматический строй речи. Такие дети с трудом образовывают множественное число, нарушают смысловые связи слов в предложении (несколько девочков вместо девочек, один игрушка вместо одна и т.д.).
Оптическая
Данный тип дисграфии связан с тем, что ребенок не всегда узнает буквы в словах и может в разных случаях их по-разному изменять: и на у, т на п, д на б и т.д. Также ребенок может изображать буквы зеркально — разворачивать не в ту сторону. Особенно актуальна такая дисграфия для левшей.
Моторная
Такой тип напрямую связан с почерком. Нарушения связаны с движениями кисти и неправильным зрительным восприятием букв.
Отличие всех вышеназванных форм дисграфии в том, что ошибки носят постоянный повторяющийся характер. Нередко такие нарушения связаны с психическими отклонениями, рассеянностью, плохой памятью и т.п.
Как диагностируют дисграфию в клинике «Здоровье»
Если вы, как родитель, или школьный учитель заметили постоянно повторяющиеся одинаковые странные ошибки на письме у ребенка, обращайтесь в нашу клинику. У нас работают настоящие профессионалы своего дела. Они быстро разберутся в причинах патологии и помогут наладить учебный процесс. С собой в клинику лучше захватить несколько тетрадей, чтобы врач мог увидеть фактические ошибки ребенка.
Диагностика дисграфии — это целый комплекс мероприятий.
Он включает:
- Консультацию невролога. Врач должен убедиться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и не страдает гиперактивностью, неврозами и т.д.
- Консультацию детского психолога. Врач проверит эмоциональную составляющую проблемы, особенности развития внимания и памяти.
- Консультацию детского психотерапевта. Врач должен убедиться, что у ребенка нет умственного отставания в развитии, заболеваний психического и аутоиммунного плана.
- Консультация ЛОРа и офтальмолога, чтобы исключить проблемы со слухом и зрением.
- Консультация логопеда. Врач проверит, как ребенок произносит звуки, насколько развита его речь, моторика, каков словарный запас и т.п.
Как лечат дисграфию в клинике «Здоровье»
Когда диагноз поставлен и выявлены причины патологии, врач составляет план коррекционных мероприятий. Родители должны понимать, что это вопрос не одного дня, и заниматься с ребенком придется долго.
Занятия с логопедом
На занятиях у логопеда ребенок учится различать звуки, описывать картинки, строит простые и сложные предложения по всем правилам грамматики. Дети учатся делить слова на слоги, разбираются с гласными и согласными. Это позволит им не пропускать и не добавлять буквы в слова.
Затем логопед займется корректировкой почерка. Для этого существуют как готовые методические разработки, так и собственные. Наши врачи очень опытные и имеют собственную методическую базу, основанную на практике.
И очень важно, чтобы факторы, которые способствуют развитию патологии, были устранены.
Профилактические мероприятия
Лучшее, что может сделать родитель для профилактики дисграфии — приучить ребенка читать книги. Это помогает увеличить словарный запас, научиться правильно и красиво говорить, а в будущем непременно скажется на правильности написания слов.
Произведения для детей должны быть подобраны в соответствии с возрастом ребенка. Если ребенок будет читать слова, не понимая, о чем идет речь в произведении, это мало даст для его развития. Но каждый случай индивидуален. Если малыш быстро развивается, можно вводить в его читательский рацион более сложные произведения.
И не стоит в попытках развить память заставлять детей заучивать сложные взрослые стихи. Автоматическое заучивание без понимания прочитанного не только не помогает, но и вредит ребенку.
Для правильного развития ребенка важна мелкая моторика. Поэтому очень хорошо, если малыш занимается в спортивных секциях, танцует, лепит из пластилина, делает аппликации и т.п.
Еще один странный фактор — долгое ношение памперсов. Многие родители надевают ребенку подгузники чуть ли не до 5 лет. Это приводит к тому, что малышу не требуется формировать просьбы посадить его на горшок. И из-за этого возникает некая задержка в развитии.
То же самое и с соской. Длительное сосание соски приводит к нарушениям в произношении звуков. Сроки формирования звукового произношения сдвигаются, от этого сдвигаются и сроки формирования фонемного слуха. И все это ведет к дальнейшим ошибкам при письме.
Еще одна серьезная проблема — аденоиды. Ребенок постоянно дышит ртом. Из-за этого ему сложно говорить. Аденоиды лучше вылечить. С этим вам помогут наши профессиональные отоларингологи.
Профилактика и своевременное обращение к врачу — залог отличного будущего каждого малыша!