Top.Mail.Ru
logo
Личный кабинет

Дисграфия

Содержание

  1. Что называют дисграфией?
  2. Из истории болезни
  3. Особенности и причины дисграфии
  4. Как проявляется дисграфия
  5. Какие типы дисграфии существуют
  6. Как диагностируют дисграфию в клинике «Здоровье»
  7. Как лечат дисграфию в клинике «Здоровье»
  8. Профилактические мероприятия

Что называют дисграфией?

Дисграфия — это патология речи, которая изучается достаточно недавно по медицинским меркам. Проблемы речи у детей стали исследоваться только в конце девятнадцатого века и в итоге выделились в отдельную науку. Исследователи отмечали патологии, потом группировали схожие в определенные группы. Первоначально это относилось к письму и чтению. Но впоследствии эти направления разделились на отдельные: нарушение чтения назвали дислексией, а нарушения письма — дисграфией.

Как правило, если есть расстройства чтения, то и с письмом проблемы. Поэтому отдельно патологии существуют крайне редко. Те детки, которые допускают на письме грубые ошибки, ошибаются и при чтении. И обычно логопеды диагностируют у них нарушение письма и чтения одновременно.

Из истории болезни

Когда патология только начинала изучаться, врачи считали, что ее причина в низком интеллектуальном развитии ребенка. Но позже выяснилось, что это не так. Дети, у которых фиксировалась данная патология, одновременно могли показывать высокую результативность в решении примеров и математических задач. С логическим мышлением у них было все в порядке, что опровергало предположения об умственных нарушениях.

С терминологией вообще вышло интересно. С появлением интернета каждый пользователь стал профессионалом во всем. И многие пациенты читали, что масса голливудских звезд страдают дислексией. В Западных странах это понятие подразумевает нарушения чтения и письма. И, естественно, раз таким заболеванием страдают представители богемы и мировой элиты, многие не против примерить его и на себя. Но наши специалисты не склонны объединять две патологии, поэтому существует дисграфия и дислексия, как отдельные отклонения от нормы.

Особенности и причины дисграфии

Если человек страдает данным нарушением, у него при письме будут постоянно возникать одни и те же ошибки:

  • грамматические ошибки;
  • замена букв;
  • написание слов без пробелов;
  • перестановка букв и прочее.

Почему человек начинает страдать от этой патологии доподлинно не известно до сих пор. Одни исследователи считают, что у таких детей проблемы с запоминанием слогов и букв, из-за чего они не могут сообразить, какой звук соответствует какой букве и т.п. Другие врачи видят в этом наследственные причины: алкогольная зависимость или эпилептичские припадки у одного или обоих родителей, психопатические состояния. Также причиной называют родовые травмы.

Исследователи данной проблемы отмечают, что вместе с нарушениями письма у детей имеются и другие. Они могут путать порядок чисел, дни недели, месяцы. Им непросто запомнить адрес и ФИО родителей и т.д.

Не смотря на продолжительные споры на данную тему, причины и сегодня делят на две подгруппы:

  1. Органические нарушения в развитии.
  2. Наследственные факторы.

Однако современные врачи рассматривают и третью группу причин — социальные факторы. Они считают, что негативное влияние социальной среды может привести к дисграфии. А значит, заболевание носит приобретенный характер. Получается, что такие дети здоровы, не имеют генетической предрасположенности, но при этом имеют проблемы с письмом.

Это может быть вызвано:

  • излишне ранним началом обучения письму;
  • обучением ребенка при помощи сложных материалов, которые не соответствуют его возрасту;
  • несвоевременным началом учебного процесса.

Как проявляется дисграфия

Обычно патологию определяют в младшей школе. Тогда дети только учатся писать. Спустя около полугода учитель может заметить, что у ребенка без конца повторяются одни и те же странные ошибки. И речь не идет об орфографии — тут малыш может ошибаться, он же не знает еще всех правил. Но если ребенок настойчиво пишет предлоги слитно со словами, а приставки — отдельно, можно начинать беспокоиться.

Лучшее, что могут сделать родители — обратиться к квалифицированным опытным логопедам из клиники «Здоровье». Наши специалисты отмечают, что данная патология не возникает внезапно. Она постепенно формируется с раннего детства. Когда врач проводит диагностику, он, как правило, обнаруживает и другие нарушения. Например, плохо развитая речь будет тормозить успехи в письме.

Каждый случай — индивидуален. Как и меры, которые могут исправить ситуацию. Если вы видите, что у ребенка трудности с письмом или речью, обращайтесь к нашим специалистам. Занятия с детками проводятся в комфортных условиях и максимально доброжелательно.

Какие типы дисграфии существуют

Современные исследователи делят дисграфию на несколько видов:

  • нарушение распознавания фонем;
  • нарушение языкового синтеза и анализа;
  • оптическая дисграфия;
  • аграмматическая;
  • артикуляно-акустическая.

При этом в чистом виде ни один вид, как правило, не проявляется, обычно это смешанный тип проблем. В зависимости от того, как рос ребенок, воспитывался и обучался в дошкольном возрасте, будет проявляться патология в школьные годы.

Артикуляторно-акустический тип

Если у ребенка такой тип дисграфии, ему тяжело различать звуки. В частности те, которые артикулируются и звучат похоже. В итоге при написании ребенок может смешивать, заменять и пропускать буквы. Также он может неправильно отображать звуки на письме: произносит неправильно, и пишет так же.

Врачи считают, что корни проблемы в ринолалии, дизартрии или дислалии, которые были у ребенка в дошкольный период.

Нарушение распознавания фонем

При наличии данной проблемы ребенок будет заменять на письме звуки, которые близки фонетически. Например: н-м, б-п, щ-ч и другие. Интересно, что при проговаривании слов с этими буквами ребенок не делает ошибки, они возникают только при письме. Такие дети могут пропускать мягкий знак (калка вместо калька), заменять гласные (рока вместо рука).

Нарушение языкового синтеза и анализа

Если патология имеет такую форму, она выливается в следующие ошибки на письме:

  • Ошибочное написание слов слитно/раздельно (при бежал вместо прибежал, всаду вместо в саду и т.п.).
  • Пропуски букв в словах (крвать вместо кровать, рохот вместо грохот и т.п.).
  • Дописывание лишних букв (мисака вместо миска).
  • Перестановка местами слогов и букв (првиет вместо привет).

Аграмматическая

Данный тип дисграфии связан с тем, что у ребенка плохо развит грамматический строй речи. Такие дети с трудом образовывают множественное число, нарушают смысловые связи слов в предложении (несколько девочков вместо девочек, один игрушка вместо одна и т.д.).

Оптическая

Данный тип дисграфии связан с тем, что ребенок не всегда узнает буквы в словах и может в разных случаях их по-разному изменять: и на у, т на п, д на б и т.д. Также ребенок может изображать буквы зеркально — разворачивать не в ту сторону. Особенно актуальна такая дисграфия для левшей.

Моторная

Такой тип напрямую связан с почерком. Нарушения связаны с движениями кисти и неправильным зрительным восприятием букв.

Отличие всех вышеназванных форм дисграфии в том, что ошибки носят постоянный повторяющийся характер. Нередко такие нарушения связаны с психическими отклонениями, рассеянностью, плохой памятью и т.п.

Как диагностируют дисграфию в клинике «Здоровье»

Если вы, как родитель, или школьный учитель заметили постоянно повторяющиеся одинаковые странные ошибки на письме у ребенка, обращайтесь в нашу клинику. У нас работают настоящие профессионалы своего дела. Они быстро разберутся в причинах патологии и помогут наладить учебный процесс. С собой в клинику лучше захватить несколько тетрадей, чтобы врач мог увидеть фактические ошибки ребенка.

Диагностика дисграфии — это целый комплекс мероприятий.

Он включает:

  1. Консультацию невролога. Врач должен убедиться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и не страдает гиперактивностью, неврозами и т.д.
  2. Консультацию детского психолога. Врач проверит эмоциональную составляющую проблемы, особенности развития внимания и памяти.
  3. Консультацию детского психотерапевта. Врач должен убедиться, что у ребенка нет умственного отставания в развитии, заболеваний психического и аутоиммунного плана.
  4. Консультация ЛОРа и офтальмолога, чтобы исключить проблемы со слухом и зрением.
  5. Консультация логопеда. Врач проверит, как ребенок произносит звуки, насколько развита его речь, моторика, каков словарный запас и т.п.

Как лечат дисграфию в клинике «Здоровье»

Когда диагноз поставлен и выявлены причины патологии, врач составляет план коррекционных мероприятий. Родители должны понимать, что это вопрос не одного дня, и заниматься с ребенком придется долго.

Занятия с логопедом

На занятиях у логопеда ребенок учится различать звуки, описывать картинки, строит простые и сложные предложения по всем правилам грамматики. Дети учатся делить слова на слоги, разбираются с гласными и согласными. Это позволит им не пропускать и не добавлять буквы в слова.

Затем логопед займется корректировкой почерка. Для этого существуют как готовые методические разработки, так и собственные. Наши врачи очень опытные и имеют собственную методическую базу, основанную на практике.

И очень важно, чтобы факторы, которые способствуют развитию патологии, были устранены.

Профилактические мероприятия

Лучшее, что может сделать родитель для профилактики дисграфии — приучить ребенка читать книги. Это помогает увеличить словарный запас, научиться правильно и красиво говорить, а в будущем непременно скажется на правильности написания слов.

Произведения для детей должны быть подобраны в соответствии с возрастом ребенка. Если ребенок будет читать слова, не понимая, о чем идет речь в произведении, это мало даст для его развития. Но каждый случай индивидуален. Если малыш быстро развивается, можно вводить в его читательский рацион более сложные произведения.

И не стоит в попытках развить память заставлять детей заучивать сложные взрослые стихи. Автоматическое заучивание без понимания прочитанного не только не помогает, но и вредит ребенку.

Для правильного развития ребенка важна мелкая моторика. Поэтому очень хорошо, если малыш занимается в спортивных секциях, танцует, лепит из пластилина, делает аппликации и т.п.

Еще один странный фактор — долгое ношение памперсов. Многие родители надевают ребенку подгузники чуть ли не до 5 лет. Это приводит к тому, что малышу не требуется формировать просьбы посадить его на горшок. И из-за этого возникает некая задержка в развитии.

То же самое и с соской. Длительное сосание соски приводит к нарушениям в произношении звуков. Сроки формирования звукового произношения сдвигаются, от этого сдвигаются и сроки формирования фонемного слуха. И все это ведет к дальнейшим ошибкам при письме.

Еще одна серьезная проблема — аденоиды. Ребенок постоянно дышит ртом. Из-за этого ему сложно говорить. Аденоиды лучше вылечить. С этим вам помогут наши профессиональные отоларингологи.

Профилактика и своевременное обращение к врачу — залог отличного будущего каждого малыша!

Интересное

Интересное