Приём врача проктолога

Специализация  врача проктолога — заболевания прямого и ободочного кишечника, органов, прилегающих к прямой кишке. К врачу нужно обращаться при болях, зуде в области анального кольца, обнаруженном геморрое, кровотечениях, трещинах и других специфических проблемах. Осмотр у проктолога позволяет выявить, предупредить и определить направление лечения многих заболеваний:

• перианального дерматита, папиллом, кондилом;
  • парапроктитов с наличием свищевых ходов;
  • воспаления толстой кишки, полипов;
  • злокачественных новообразований;
  • непроходимости и так далее.

Женщины должны в обязательном порядке проходить осмотр у специалиста после родов, потому что они зачастую провоцируют геморрой и другие проблемы прямой кишки. Профилактическое обращение к проктологу (колопроктологу) — возможность обнаружить заболевания на ранних стадиях, предупредить их переход в хроническую фазу, на которой лечение многократно осложняется и отнимает больше времени.

Подготовка к приему врача проктолога

Специфика осмотра у проктолога — необходимость тщательно к нему подготовиться. Запланировав визит на определенную дату, пациент должен обеспечить врачу возможность обнаружить все проблемы. Для очищения области осмотра применяют специальную диету, которую нужно соблюдать, как минимум, сутки перед приемом. Также понадобятся очистительные клизмы и микроклизмы или препараты со слабительным эффектом — «Фортранс», фосфо-сода и другие.

Питание, рекомендуемое для подготовки к осмотру, должно включать много чистой воды, бульон, каши, нежирное мясо. За сутки до визита к проктологу рекомендуют принять касторовое масло (30 грамм или 2-3 капсулы) или водный раствор тридцатипроцентной сернокислой магнезии. При этом необходимо исключить продукты с высоким содержанием клетчатки. Непосредственно перед приемом не рекомендуют употреблять:

• фрукты, зелень, овощи и ягоды;
  • кисломолочные продукты;
  • газированные напитки и еду, вызывающую повышенное образование газов.

Осмотр у проктолога проводится натощак — разрешены чай с сахаром и вода, ее нужно употреблять в больших количествах. Если пациенту нельзя голодать (у него язва, сахарный диабет) или визит назначен на послеобеденное время, можно позавтракать легкой пищей, но не обедать.

Очистительные клизмы ставят вечером и утром, за полтора-три часа до осмотра. Процедуры проводят до чистой воды. Накануне приема понадобится две клизмы по полтора-два литра, которые выполняют с интервалом 45-60 минут. Оптимальная температура воды — 37 градусов. Если визит запланирован на вечер, утреннюю клизму ставят после стула и не обедают. При недостатке времени на подготовку используют две или три микроклизмы — для очистки кишечника понадобится 25-45 минут.

Процедуры перед осмотром также можно проводить слабительными препаратами. Одно из наиболее популярных средств — «Фортранс». Он дает возможность обойтись без клизм и длительного соблюдения специальной диеты. Препарат принимают через полтора-два часа после приема пищи, после этого есть не рекомендуется. Если из-за употребления раствора пациента тошнит, можно прикусить лимон. Уменьшить неприятные ощущения помогает предварительное охлаждение препарата.

Если помощь врача требуется срочно, подготовкой допустимо пренебречь. При сильной боли, кровотечении, непереносимом зуде не рекомендуют травмировать участки. Проктолог аккуратно проведет первичный осмотр, назначит терапию, снимающую болевые ощущения, а затем проведет обследование более подробно.

Что стоит делать при визите к врачу проктологу

Перед визитом к проктологу нужно удостовериться, что вы взяли с собой медицинские документы — карту, результаты предыдущих анализов и обследований и так далее. Перед посещением врача нужно обеспечить гигиеничность перианальной области — принять душ, воспользоваться влажными салфетками. Осмотр начинается с консультационной беседы, на которой необходимо сообщить специалисту о:

• наличии некомфортных или болезненных ощущений в исследуемой области;
  • частоте стула, настораживающих вкраплениях в нем — гное, крови и так далее;
  • меню — за предыдущую неделю и стандартном для пациента;
  • общем самочувствии — тошноте, слабости, головокружениях и прочих недомоганиях.

Достоверные и полные данные помогут врачу максимально точно определить тип и причину заболевания, собрать анамнез. После беседы специалист проводит визуальный осмотр. Пациент, как правило, ложится на бок на кушетку или располагается в специальном проктологическом кресле — поза в нем дает возможность врачу беспрепятственно исследовать перианальную зону. После визуального осмотра проводится пальпационный и инструментальный.

Пальцевое исследование области прямой кишки (внутри и снаружи) необходимо для определения мышечного тонуса сфинктера, выявления геморроя, анальных трещин, оценки состояния предстательной железы у мужчин, диагностики инфильтрата в стенках кишечника или кишечных язв. Чтобы исследование не вызывало болезненных ощущений, зону предварительно обрабатывают лидокаиновым или иным обезболивающим гелем, а врач наносит на перчатку вазелин или мази с антисептиком.

Особенности инструментального осмотра

Инструментальный проктологический осмотр проводится следующими методами:

• аноскопия — исследование прямой кишки ректальным зеркалом на глубине до 13 см;
  • ректоманоскопия — обследование прямой кишки и нижнего отдела сигмовидной кишки путем введения ректоманоскопа на глубину до 20 см;
  • исследование пуговчатым зондом, использование проб с красителем и так далее.

Аноскопическое исследование проводится при наличии кровотечения, выделений гноя, подозрении на злокачественные новообразования, для выявления узлов, свищей, выраженных опухолей, парапроктитов, трещин. В качественно оснащенных клиниках процедуру выполняют под видеоконтролем. Ректоскопия достовернее показывает характер и причину патологий, в процессе процедуры можно взять пробы на биопсию, точно выявить онкологические опухоли. Стандартный прием у проктолога длится полчаса-час, при этом используются одноразовые перчатки и инструменты. При качественно проведенном первичном исследовании врач сразу назначает первичное лечение.

Поддержку высококвалифицированных врачей по приемлемой цене вы найдете в семейной клинике «Здоровье», крупнейшем поликлиническом медучреждении Москвы и МО. Мы проводим диагностику на передовом оборудовании, выполняем все лабораторные исследования и работаем по удобному для пациентов графику.