Главная / Новости медицины / Мигрень: симптомы, причины и лечение

Мигрень: симптомы, причины и лечение

Мигрень – разновидность головной боли, которая характеризуется повторяющимися интенсивными приступами. Помимо этого, мигрень сопровождается сочетанием различных неврологических, вегетативных и желудочно-кишечных симптомов. Согласно статистическим данным, болезнь занимает 6 место среди заболеваний, приводящих к снижению качества жизни.

Приступ мигрени наиболее часто диагностируется у женщин. Дебют болезни происходит в возрасте 10-20 лет. Максимальное количество приступов достигается к 30-45 годам.

Причины мигрени

Точные причины возникновения признаков мигрени до сих пор не изучены. Основная роль отведена наследственной отягощенности. Выделяют провоцирующие факторы, наличие которых способствует появлению мигренозной головной боли. К ним относятся:

Классификация мигрени

В МКБ-10 выделяют следующие формы мигрени:

Кроме того, мигрень может иметь осложненное течение и расцениваться в качестве эпизодических синдромов.

Мигрень без ауры

Расценивается как простая форма заболевания. Сопровождается повторяющейся головной болью и типичными сопутствующими признаками.

Мигрень с аурой

Аура представляет собой церебральные симптомы, которые возникают незадолго до головной боли. Выделяют следующие подтипы мигрени с аурой:

Хроническая мигрень

При хронической форме мигрени возникновение головной боли происходит ежедневно или почти ежедневно. Диагноз выставляется при наличии признаков болезни более 2 недель в месяц на протяжении 3-4 месяцев. Хроническая мигрень может проявляться как с аурой, так и без нее.

Стадии мигрени

Приступы мигрени протекают в несколько стадий. Среди них:

1. Продром. Иными словами, предвестники головной боли. Возникновение данных симптомов отмечается у 50% пациентов, страдающих мигренью. К патологическим признакам относятся раздражительность, эмоциональная лабильность, слабость, чувство жажды, отечность, напряжение мышц шеи и затылка. Перечисленные симптомы могут возникать за несколько часов или дней до приступа.
  2. Мигренозная аура. Это комплекс неврологических симптомов, которые возникают непосредственно перед приступом мигрени. В соответствии с этим выделяют нарушения:

Интенсивность перечисленных симптомов мигрени постепенно нарастает. Продолжительность мигренозной ауры может составлять 1 час.

1. Стадия головной боли. Признаки мигрени – интенсивная, появляющаяся с одной стороны (реже двусторонняя) головная боль. Ее выраженность увеличивается даже при умеренной физической нагрузке. Приступ мигрени сопровождается тошнотой, рвотой, повышенной чувствительностью к свету, звукам. Продолжительность головной боли без соответствующей терапии может достигать 3 дней.
  2. Постдром. Стадия, наступающая после стихания головной боли. К симптомам постдрома относятся бледность кожи, зевота, раздражительность, усталость. Данные признаки мигрени могут сохраняться в течение 2 дней.

Симптомы мигрени

Приступ мигрени характеризуется интенсивной приступообразной чаще односторонней головной болью. Средняя частота составляет 2-4 раза в месяц. Помимо этого, мигрень сопровождается сочетанием следующих проявлений:

Диагностика мигрени

Диагноз выставляется при наличии типичных жалоб и характерного анамнеза. На первичной консультации врач-невролог проводит тщательный опрос. В ходе этого выясняется время появления и частота головной боли, продолжительность симптомов, сопутствующие признаки, наличие наследственной отягощенности. Кроме того, врачу необходимо уточнить препараты, которые купируют боль, если такие имеются. Дополнительными методами диагностики мигрени считаются:

Они назначаются только при подозрении на симптоматический характер мигрени. В остальном вышеперечисленные методы не имеют диагностической ценности, так как не отражают никаких специфических изменений.

При постановке диагноза рекомендуется опираться на диагностические критерии. Рассмотрим критерии, характерные для 2 наиболее распространенных форм мигрени – с аурой и без ауры.

1. С аурой:
  1. Без ауры:

Дифференциальная диагностика

Приступ мигрени чаще всего приходится отличать от головной боли напряжения. В отличие от мигрени она имеет двустороннюю локализацию. Характеризуется меньшей выраженностью. ГБН сопровождается болевым синдромом по типу «обруча» или «каски». Заболевание редко характеризуется тошнотой или рвотой. ГБН провоцируется психоэмоциональным напряжением, вынужденным положением головы и шеи.

Лечение мигрени

Основная задача терапии приступов мигрени – облегчение течения болезни, улучшение качества жизни и снижение риска хронизации болезни. Лечение включает в себя:

Лечение острых приступов мигрени

Для купирования болевого синдрома используются следующие препараты:

Начинать терапевтические мероприятия рекомендуется как можно раньше. Желательно принять препарат в течение первых 30 минут после начала приступа. Терапия подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Профилактика рецидивов мигрени

Профилактическая рецидивов показана пациентам, страдающих хронической и частой эпизодической мигренью. Данный вид терапии придерживается следующих целей:

Показаниями для назначения профилактической терапии считаются:

Продолжительность терапевтического курса при мигрени подбирается в индивидуальном порядке. Профилактическая терапия подразумевает длительный прием препаратов. В среднем требуется от 2 до 6 месяцев. Подобным образом удается минимизировать количество обострений мигрени. С целью профилактики используются следующие препараты:

Лечение мигрени начинается с минимальных доз. При неэффективности дозировка может быть постепенно увеличена. Подобным образом минимизируется риск развития побочных эффектов. Профилактику мигрени рекомендуется начинать с монотерапии. При отсутствии терапевтического эффекта в течение 2-3 месяцев препарат может быть заменен или усилен другим лекарством. При выборе лекарственного средства необходимо учитывать наличие сопутствующих состояний.

Немедикаментозные методы профилактики

Приступ мигрени можно профилактировать не только с помощью лекарственных средств. Когнитивно-поведенческая терапия позволяет снизить уровень стресса, скорректировать болевой синдром. Благодаря занятиям с врачом пациентам удается обучиться техникам психологической и мышечной релаксации. Когнитивно-поведенческая терапия показана лицам с признаками эмоционально-личностного, ипохондрического расстройств. В тяжелых случаях необходимо наблюдение у психиатра.

Положительный эффект оказывают массаж воротниковой зоны, иглорефлексотерапия, лечебная гимнастика и мануальная терапия. При отсутствии эффекта от лекарственных средств показано применение различных инструментальных методов. Среди них выделяют стимуляцию затылочного, блуждающего и надглазничного нервов.

Прогноз

При своевременном обращении к врачу и подборе адекватной терапии прогноз для жизни является благоприятным. Пациенты находятся под динамическим наблюдением у врача на протяжении 4-12 месяцев после постановки диагноза. Далее визиты проходят 1 раз в 2-3 месяца для оценки корректности подобранной терапии. Приступы мигрени необходимо своевременно профилактировать. Для этого рекомендуется модифицировать образ жизни, избегать провоцирующих факторов, соблюдать назначенную терапию.

В многопрофильной клинике «Здоровье» диагностикой и лечением мигрени любой степени тяжести занимаются квалифицированные врачи-неврологи. Центр оснащен современным оборудованием, позволяющим провести дифференциальную диагностику различных состояний, течение которых схоже с симптомами мигрени. Запись на прием осуществляется по телефону. Также можно оставить заявку на официальном сайте. Администратор свяжется с вами для уточнения деталей записи.