Профилактика раковых заболеваний

В России заболеваемость злокачественными новообразованиями постоянно растет и в 2013 году составляла около 373 человек на 100 тысяч населения. В структуре заболеваемости «лидирующими» локализациями опухолей являются: молочные железы — 15%; легкие, трахеи и бронхи — 10.7%; кожа — 10%; желудок — 6.5%. При этом в четвертой стадии выявляют почти 15% рака губы, почти 70% рака полости рта, 50% рака прямой кишки, 33,8%  опухолей молочной железы. В то же время своевременная диагностика онкологических заболеваний на 1-2 стадии позволяет провести радикальное лечение и добиться выздоровления пациента в 95-98% случаев.

Как избежать проблем?

Основа адекватного и радикального лечения онкологических заболеваний — ранняя и полная диагностика, точное стадирование процесса, вовремя начатое лечение. Онкозаболевания — это хронический процесс. Он в большинстве случаев вялотекущий. Ежегодное прохождение онкоосмотра позволяет провести раннюю диагностику образований и опухолей наружной локализации, заподозрить и выявить опухоли внутренней локализации. В прием врача врача-онколога входит подробный опрос пациента, особое внимание доктор уделяет заболеваниям, которыми ранее болел пациент и его родственники. Также доктор проводит осмотр кожных покровов, периферических лимфоузлов, полости рта и прочего, — то есть всё, что можно увидеть глазом. На основании этих данных составляется индивидуальная программа дополнительного обследования, куда могут включаться лабораторные исследования крови, УЗИ органов брюшной полости и малого таза, эзофагогастродуоденоскопия.

Если опухоли молочной железы подвержены в большинстве своём женщины, то рак дыхательных путей это курильщики?

В первую очередь это рабочие, связанные с вредным производством — асбестом, химическими веществами. Во-вторых, это курильщики. Если брать другие локализации, то это люди старшего поколения от 45-50 лет, когда идёт пик заболеваемости. То есть в этом возрасте нужно максимально пристально следить за состоянием своего здоровья. Рак кожи часто является следствием воздействия солнечной радиации. В этом случае может происходить как перерождение имеющихся родинок, так и появление новых образований.

Рак в полости рта тоже нельзя сводить только к курению. Основная причина онкогенеза — это снижение иммунитета, защитных функций организма. К этому могут вести хронические инфекции, недостаток витаминов, употребление алкоголя.

В какой ситуации человеку стоит обратиться к врачу, если он не проходит ежегодный осмотр?

Я рекомендую его проходить раз в год. Особенно желательно это делать лицам старше 40 лет. Это общероссийский стандарт. Такой приказ по поликлиникам действует давно. Любой человек, впервые пришедший в поликлинику, должен пройти через смотровой кабинет, а потом уже направляться к специалистам. Также есть ряд симптомов, которые должны заставить пациента обратиться к онкологу. Это появление или быстрый рост образований на коже и в подкожной клетчатке, изменение цвета имеющихся родинок, выпадение из них волосков, длительно незаживающие язвы кожи, особенно у взрослых людей. Немотивированная слабость, быстрая утомляемость, снижение аппетита, прогрессирующее похудание, бледность кожных покровов. Появление необычных, патологических (кровянистых, гнойных) выделений из половых путей у женщин. Затруднения, а также выраженные изменения мочеиспускания, появления крови в моче у мужчин старшего возраста. При длительном нарушении работы кишечника (длительные запоры, частое чередование запоров и поносов), появление слизи, крови в каловых массах.

Что предлагает медицина в процессе предотвращения и лечения рака?

В клинике «Здоровье» имеется всё необходимое для выявления и дифференциальной диагностики онкологических заболеваний. На приёме врач-онколог внимательно выслушает жалобы пациента, тщательно соберёт анамнез заболевания, проведет полноценный физикальный осмотр кожных покровов и периферических лимфоузлов. При необходимости возьмет материал на цито- или гистологическое исследование, назначит полное, всестороннее дообследование. При подтверждении диагноза онколог подробно расскажет о существующих современных методах лечения определенного заболевания. Сегодня для лечения используются хирургическое лечение, химиотерапия, лучевая терапия. Для полного устранения опухоли онкологи могут прибегать к комбинации этих методов.

Специалисты-онкологи нашей клиники также проводят плановое ведение и наблюдение онкологических больных после лечения, проведенного в других лечебных учреждениях.

Диагностика и лечение накожных образований доброкачественной природы, проводится совместно с косметологом, дерматологом, что позволяет добиться хороших результатов заживления раны и минимизировать косметический дефект после удаления.

Удаление накожных новообразований в нашей клинике проводится с применением самого современного оборудования, в том числе радиоволнового ножа, что позволяет уменьшить травматизацию тканей, а, следовательно, улучшить заживление раны, уменьшить период восстановления и минимизировать косметический дефект. Удаление новообразований зачастую возможно в день обращения. Процедура проходит амбулаторно, под местной анестезией, в зависимости от размера и локализации, занимает, в среднем, от 10 до 40 минут. После операции, иссеченный материал направляется на патогистологическое исследование. Дальнейшее ведение послеоперационной раны контролируется врачом.

Как сократить риск заболевания онкопатологией?

Первое место занимает профилактика. Чем чаще человек проходит обследование, тем лучше. Будьте внимательны к своему здоровью, лучше «лишний» раз пройти диагностику и убедиться в отсутствии проблем, чем потом сожалеть о том, что диагноз не был поставлен вовремя.

Также необходимо максимально сократить контакты с доказанными канцерогенами - уменьшить время нахождения под солнцем, прекратить курение, минимизировать контакты со средствами бытовой химии, промышленными химикатами.

Автор: Саланов Александр Алексеевич